1
страница
В сегодняшнем выпуске:
Новости дня
Размер компенсаций депортированным остался на уровне
10 тысяч рублей
Гость номера
Профессор
Муса Ибрагимов:
«Наш народ объединит национальная идея»
В мире искусства
Режиссер
Руслан Хакишев:
«Трудно переоценить роль театра как средства выхода из духовного кризиса
общества»
Фоторепортаж
Грозненским ди-джеям - с их внешними данными –
работать на ТВ!
Наши за границей
Чеченцы в Испании
Знаменитые чеченцы
Хасан Орцуев – почетный гражданин Чеченской
Республики №1
Экономика
Угроза лесу исходит от ... негазифицированных сел
Социум
Разрушенная дорога отрезала от внешнего мира
жителей высокогорного села Шарой
Ступени в бездну
На Большой Земле
Ученые восстановили реальное лицо Тутанхамона
Газету "Вечерний Грозный" можно приобрести в Москве.
Обращаться по телефону (095) 982-4299
Главный редактор:
Зарина Амаева
Тел. 8 (928) 737 4389
Адрес редакции:
Грозный, ул. Мира, 52, кв. 63
E-mail: v_grozny@mail.ru
Использование материалов без письменного согласия редакции запрещено.
При цитировании ссылка на газету обязательна.
|
Сектор детства
Грозненские беспризорники: дети развалин и дети беды
«РАЗБОРКИ»… БЕСПРИЗОРНИКОВ?
Центр Грозного,
кафе-магазин «Столичный». Излюбленное (за неимением выбора) место молодежных
тусовок. Мальчишку и его заезжую конкурентку явно объединяла принадлежность
к одной возрастной категории и роду занятий. Да и убогость в одежке попрошаек
опять же бросалась в глаза, отличаясь разве что цветовой палитрой: азиатской
пестротой платья гостьи из солнечного Таджикистана и серым однообразием
одеяния чеченского «генерала песчаных карьеров».
- Здесь вечно вспыхивают «разборки» между беспризорниками и таджиками,
- со знанием дела комментирует ситуацию женщина-продавец одного из двух
одноименных кафе-магазинов «Столичный». – И те, и другие попрошайничают.
Конкуренция! Ведь наши заведения - «хлебные» места для тех, кто просит
милостыню. Потому что посетители кафе-магазинов – молодежь, студенты.
Они приходят сюда после занятий, свидания тоже назначают в «Столичном»
или где-то рядом. Вот и тянутся к нам попрошайки. Молодежь-то у нас щедрая.
Бывает и так, что парень или девушка просто стесняются не подать. А тем,
кто ходит с протянутой рукой, того и надо.
Позже мои попытки застать на оживленном «пятачке» грозненских беспризорников
потерпели фиаско, причем неоднократно. Не говорю уже о том колоритном
обитателе подворотен, который совсем не по-джигитски устроил публичный
«наезд» за вторжение в собственную зону влияния приезжей сверстнице. И
- растворился в толпе. Так же быстро, как появился. Оно и понятно: ходьба,
больше напоминающая перебежки - одно из условий самосохранения мальчишек,
словно сошедших с иллюстраций к повествованию Марка Твена о приключениях
Тома Сойера и Гекльберри Финна. Как тут не догадаться, что молниеносные
перемещения малолетних «отверженных» - от повышенной бдительности. От
страха попасться на глаза милиции... Недавней жертве карманной кражи,
успевшей разглядеть малолетнего карманщика, уносящего ноги… Родственникам,
близким или дальним...
Так что надежда на уличное знакомство - дело провальное. Впрочем, остаются
еще игротеки – типичные, как мне объяснили люди сведущие, места появления
на публике грозненских «детей подземелья».
ПОИСК
… Центральный рынок сам по себе – вотчина беспризорников. Здесь же
- на первых этажах окружающих пятиэтажек - игротеки. Через каждый десяток
метров. Стало быть, малолетним изгоям общества есть где разгуляться
в чужих карманах, сорвать куш, а затем его растратить, испытывая удачу
у «одноруких» и более опытных конкурентов по опустошению карманов.
Главное средоточие игровых заведений – прилегающий к главному городскому
рынку отрезок улицы Мира. Захожу в один из залов. Игротека как игротека:
ряды автоматов, сосредоточенные лица. Ни одного подростка. Мужчинам,
сидящим у автоматов - от 20-ти до 40 лет. Судя по реакции, представительницы
женского пола не появлялись здесь со дня открытия заведения. Объясняю
цель своего визита. Вытянувшееся было небритое лицо мужчины, представившегося
работником игротеки, вновь приобретает прежние пропорции. Мой новый
знакомый даже развеселился:
- Журналистка? Ищешь беспризорников? Да мы все здесь беспризорники!
Судя по одобрительному гоготу в зале, мнение распорядителя заведения
пришлось по душе присутствующим. Разве что один молодой человек, не
расслышав моих объяснений, вызвался показать «их базу», как он выразился.
«Базу» беспризорников!
Но, вникнув в суть моей просьбы, раздумал. Это многозначительное слово
«газета»! Оно вдохновляет или отпугивает... В данном случае произошло
второе. Никакие заверения в добрых намерениях не помогли. Остается продолжить
поиск.
Много игротек – много неудач. В каждом заведении – взрослые. По мере
обхода убеждаюсь в ошибочности избранной тактики. Представляться журналисткой
– значит, запрограммировать неудачу. К детям грозненских подземелий
– с просьбой исповедоваться? Нет, уж лучше с предложением принять помощь.
Содействием устройства в детский приют. Поиском родных. Общением. Деньгами,
в конце концов…
ВСТРЕЧА
Сработало единственное - дензнаки. Как выяснилось, цена интервью 11-летнего
Ахмеда – «полтинник». Деньги, конечно, небольшие. Зато – сделка. Заплатишь,
и уговаривать не надо. Совсем как на Западе. Ахмеда специалисты относят
сразу к двум социальным категориям «неблагополучных» подростков. Он
- полусирота, к тому же – так называемый безнадзорный. Это значит, у
Ахмеда есть кто-то из родителей, есть крыша над головой. Не имеется
главного – заботы, воспитания.
Вообще-то бывает и похуже – когда ни родителей, ни жилья. И все же безнадзорный
Ахмед завидует беспризорникам. Он охотно променял бы полуголодное существование
в полуразрушенном коттедже отца-алкоголика на романтику подвальной жизни
в кругу грозненских «генералов песчаных карьеров». Что и делает время
от времени, исчезая из поля зрения родителя вплоть до очередного рейда
милиционеров по грозненским трущобам.
«Полтинник» - единственно верный способ вызвать мальчишку на откровенность.
Ахмед с удовлетворением засовывает деньги в карман и хитро улыбается.
- А мы там ничего плохого не делаем.
- Где это?
- Ну, в подвале. Около места, где раньше главпочта была.
- Сколько вас?
- Трое. Я, Хусейн и Рустам. Они большие. Хусейну 14, а Рустаму 15.
После кратких автобиографических данных следует повествование о кристально
честных способах заработать на жизнь.
- Сбиваем кафель в разрушенных квартирах и домах, и продаем его. Еще
раковины снимаем. Однажды хорошую газовую плиту нашли. Совсем новую.
На ней много хлама лежало. Подняли его – а там плита. Нам за нее 500
рублей дали... На базаре такая стоит 3000 рублей, сам смотрел.
- Где же вы обнаруживаете такие богатства? В Грозном мародеры давно
все дома перебрали по кирпичику…
- Не все!
Многозначительный ответ сопровождается хитрой улыбкой. Ахмед еще раз
бросает взгляд на взятую у меня пятидесятирублевую купюру, и аккуратно
засовывает ее в потрепанный, явно найденный где-то в куче мусора бумажник.
А в бумажнике – самая что ни на есть «зелень». Не доллары, конечно,
а тысячерублевые купюры. Целых три! Мой изумленный взгляд остается без
комментариев, ибо Ахмед исчезает в ближайшей подворотне.
НАЙТИ, ЧТОБЫ ОТПУСТИТЬ. НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ?
- Мы сами их с трудом находим во время рейдов. Сколько раз бывало:
за целый день ни одного чеченского беспризорника не обнаружишь. Только
таджикские дети попрошайничают в центре города на каждом углу.
Эти слова принадлежат Умидат Хайдаровой – инспектору по делам несовершеннолетних
администрации Заводского района Грозного. Она же - «ас» отечественной
борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в столице ЧР. Она же – организатор
и исполнитель поисковых операций в грозненских руинах. И еще – главное
действующее лицо на переговорах с «генералами песчаных карьеров».
Правда, на стадии установления диалога с «детьми подземелья» плановые
мероприятия административных и правоохранительных структур по борьбе
с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних прерываются.
Причина банальная: девать детей просто некуда! Приемник-распределитель
для лиц, не достигших 18 лет, давно превращен в руины. Остались каркасы
от зданий приюта, детского дома, школы-интерната… Разрушена вся инфраструктура
системы государственной опеки несовершеннолетних. Существующие социальные
детские учреждения республики расположены в районах. Каждое из них рассчитано
на десятки подопечных. А в Чечне, согласно данным Минобразования ЧР,
около 1600 сирот и полусирот. Добавьте сюда беспризорников, никем не
сосчитанных. Плюс число безнадзорных детей, счет коих, например, в Грозном
- самой густонаселенной и разрушенной части республики – идет на сотни
и тысячи.
Еще одна категория «трудных» - подростки, формально находящиеся под
опекой родственников, фактически – предоставленные сами себе. Опасения
по поводу риторического «А что люди скажут?» нередко являются единственным
побудительным мотивом опекунов, пускающих на порог малолетнего родственника-сироту,
опасаясь общественного осуждения. Таким образом, опекунство носит формальный
характер, «камуфлируя» проблему. Значит, загоняя ее вглубь.
Ситуацию комментирует замглавы администрации Заводского района Грозного,
председатель районной КДН Султан Мацаев:
- Структуры по работе с несовершеннолетними действуют, как пожарная
команда: мы тушим огонь, не имея возможности предотвратить несчастье.
В Грозном даже нет ни одной школы-интерната, куда можно было бы определить
ребенка, лишенного родительской заботы! Дети, оставшиеся на попечении
бабушек, фактически предоставлены сами себе - со всеми вытекающими последствиями.
Что делать? Пора акцентировать внимание на профилактике безнадзорности.
На мой взгляд, необходима комплексная программа трех министерств – образования,
здравоохранения и соцзащиты. Иначе отвоевать подростка у улицы, вернуть
его в школу не удастся. А в республике неучей и без того пруд пруди!,
- резюмировал Султан Мацаев.
В прошлом году по результатам операций «Беглец» и «Беспризорник», в
Чечне выявлены 638 безнадзорных детей и 56 беспризорников. В нынешнем
статистика понизилась соответственно до 127 и 11. На взгляд наблюдателей
названные цифры выглядят очковтирательством. А в республиканских пунктах
и комиссиях по делам несовершеннолетних официальные цифры называют верхушкой
«айсберга». Подводная его часть – это грозненские подворотни и развалины.
* * *
10-летний Хасан – особый подопечный подразделения по делам несовершеннолетних
(ПДН) Заводского района Грозного. Его обнаружили не в подворотне, не
у дверей «Столичного», а у ворот РОВД, куда Хасан явился собственной
персоной, причем по собственному желанию. С такой необычной для инспекторов,
работающих с несовершеннолетними, просьбой определить его в интернат!
Чтобы пролить свет на шаг отчаяния, предпринятый подростком, надо знать
предысторию. Таких, как Хасан, называют сиротами при живых родителях.
Родитель у мальчика один (мать умерла) – отец, да и тот пристрастился
к наркотикам. Предоставленный сам себе, подросток неделями жил один
в полуразрушенном войной доме. И решил-таки напомнить государству о
себе. Если гора не идет к Магомету…
Хасан сам пришел с надеждой на помощь. И вернулся туда, откуда так хотел
уйти.
Зара Хатаева
У детей-инвалидов ограничены возможности.
У государства тоже
Трудности по созданию
соответствующих условий социализации и адаптации людей с ограниченными
возможностями, удовлетворению их потребностей, часто встречающаяся на
практике их дискриминация – актуальная для республики проблема.В ходе
двух войн разрушена не только экономика, социальная сфера, но и в массовых
масштабах пострадало население, появилось немало детей-инвалидов. Ситуацию
усугубляет резкое снижение уровня жизни населения, ухудшение психологического
климата как в обществе, так и отдельных семьях. Значительно ослабели
воспитательные возможности родителей, что напрямую связано с материальной
обеспеченностью семьи. В связи с этим социальная работа с различными
демографическими категориями, в том числе и детьми с ограниченными возможностями,
приобрела острый характер.
Согласно данным Министерства труда и социального развития Чеченской
Республики, зарегистрировано 8940 малоимущих семей, в которых содержится
43269 детей. Эти семьи испытывают материальные затруднения, что создает
реальную угрозу физическому и нравственному развитию детей. Резко возросло
число беспризорных и безнадзорных детей, детей-сирот, детей-полусирот
и детей-инвалидов. Взяты на учет - 52150 инвалидов, из них 19512 - дети-инвалиды
и 810 - дети жертвы двух войн. Эти дети нуждаются в основательной социально-психологической
реабилитации, реинтеграции в семью и общество, в оздоровительном отдыхе.
Существующая в республике система социальной защиты детей с ограниченными
возможностями страдает серьёзными недостатками. По линии Министерства
образования и науки Чеченской Республики из функционировавших в 80-е
годы прошлого века 16 школ-интернатов в настоящее время действуют только
4 республиканских специальных центра для детей со специфическими потребностями.
Они охватывают только 362 ребенка. По линии Министерства труда и социального
развития в республике функционирует лишь одно социально-реабилитационное
учреждение, предназначенное для детей с ограниченными возможностями.
Это - Аргунский социально-реабилитационный центр, рассчитанный на 90
мест. Очередь для помещения детей в этот центр огромная и составляет
95% от общего числа детей с ограниченными возможностями. В связи с этим
необходимость расширения сети детских социально-реабилитационных учреждений
в республике актуальна и требует принятия конкретных мер.
Говоря о технологии организации помощи детям с ограниченными возможностями,
важно обратить внимание на разработку программы реабилитации и интеграции
детей в общество. В Чеченской Республике недостаточно осуществляется
медицинское обслуживание, меры по выплатам пособий и компенсаций, улучшению
жилищно-бытового устройства, по доставке в учебные заведения детей с
ограничениями в передвижении и т.п. Также необходимо отметить, что законодательством
не предусматривается архитектурная норма, необходимая для свободного
передвижения инвалидов в условиях города, в частности, при проезде в
учебные заведения. Нужно шире использовать и такой вид социального обслуживания,
как надомные услуги, социальное обслуживание в дневных центрах, интернатах
и школах. Для умственно-отсталых детей должны функционировать центры
профессиональной подготовки.
В республике отсутствует система подготовки и переподготовки кадров
для работы с детьми с ограниченными возможностями. Необходимость такой
системы очевидна. Без нее невозможно решить задачу научного изучения
проблемы детей с ограниченными возможностями. Эта работа включает проведение
конференций и семинаров, публикацию учебно-методических материалов.
Важным направлением в социальной работе является вовлечение в образовательный
процесс больного ребенка. Полноценное обучение таких детей, получение
в дальнейшем профессии - ключевой адаптационный момент для них. Низкий
уровень образования затрудняет полноценную адаптацию в социум даже взрослым
инвалидам. Отсутствие здоровья не позволяет им выполнять физическую
работу, а отсутствие образования - умственную. В силу этого человек,
который мог бы успешно себя реализовать, становится «социальным» инвалидом.
Обучение всех категорий детей с ограниченными возможностями в Чеченской
Республике должно осуществляться в общеобразовательных школах. Школьную
политику следует направить на создание условий для максимального сближения
всех учеников, т.е. переход от раздельного образования и присмотра за
детьми со специфическими нуждами к их полной общественной интеграции.
Для нашей республики остается актуальным вопрос о статусе детей, которые
не признаются находящимися в зоне вооруженного конфликта, в экстремальных
условиях, что не позволяет принять специальные социальные меры по их
полной реабилитации. В связи с этим, на федеральном или республиканском
уровне следовало бы утвердить комплексную программу «Дети Чечни». Однако
эта программа, несмотря на одобрение на всех уровнях власти, не принимается,
что мотивируется отсутствием финансовых возможностей.
Принятие и активная ее реализация позволили бы значительно улучшить
охрану здоровья детей, снизить материнскую и младенческую заболеваемость,
а также высокую в республике детскую смертность. Дети Чечни нуждаются
в создании соответствующих условий для интеграции в общество, улучшении
их социально-экономического положения.
М.-Э. ШАМСАЕВ, студент ЧГУ
|