№7
 
НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Главная


В сегодняшнем выпуске:

Новости дня

Россия проиграла чеченцам суд в Страсбурге

Факты и комментарии

Главный полиграфист представил Чечню на международной выставке в Китае

Воронежцы подарят Михайло-Архангельскому храму семь колоколов

Крупным планом

Таус Джабраилов:
«В Чечне хаоса не будет»

Путин призывает укрепить границу на Северном Кавказе

С места событий

Заповедная территория превращается в свалку

Гость номера

Место встречи изменить нельзя

Фоторепортаж

«Немного солнца в холодной воде…»

Обратная сторона

Грозненские притоны: ночь открытых дверей

Наши за границей

Лагеря для беженцев в Польше: чеченские гетто

Подоплека

"Черная археология"

На Большой Земле

Ароматы знаменитостей: феномен эпохи


Главный редактор:
Зарина Амаева

Тел. 8 (928) 737 4389

Адрес редакции:
Грозный, ул. Мира, 52, кв. 63

E-mail: v_grozny@mail.ru

Использование материалов без письменного согласия редакции запрещено. При цитировании ссылка на газету обязательна.

Дата

В 1979 году Владимир Высоцкий дал согласие сыграть Гамлета в Чечено-Ингушском театре им. Х. Нурадилова

Руслан Хакишев, главный режиссер Чеченского театра им. Х. Нурадилова

 

Высоцкий в роли Гамлета в одноименном
спектакле театра на Таганке

Руслан ХАКИШЕВ:

Я познакомился с Высоцким в 70-х. Театр на Таганке был безумно популярным, на его спектакли трудно было попасть. В те годы я жил в Москве, работал режиссером на Центральном телевидении.

Как-то у меня возникла идея сделать передачу о классике испанской драматургии Гарсиа Лорке, и я пригласил для участия в ней актеров театра на Таганке. Буквально через несколько дней мне звонит директор этого театра Николай Дупак: «Я слышал от наших актеров, что вы готовите передачу о Гарсиа Лорке. Дело в том, что Любимов долгое время работает над спектаклем «Испания, Испания». Мы хотели бы предложить вам совместную работу над этой постановкой».
Встретились, поговорили. Речь шла о моем сотворчестве с Юрием Любимовым. Мне предлагалось поработать над спектаклем «Испания, Испания» в качестве помощника режиссера. «Но прежде, - говорит Дупак, - просмотрите наш репертуар».
Забегая вперед, скажу, что замысел Любимова по каким-то причинам не осуществился. Он часто делал очень сложные композиции из нескольких частей, например, по мотивам военной поэзии. В целом постановки знаменитой «Таганки» отличались не только гражданским звучанием, но и особой манерой игры актеров, поэтическим языком. И, конечно, звездным составом труппы. Помню, спектакль «Галилео Галилей» с участием Владимира я видел пять раз, настолько сильное впечатление оказала его игра (четыре раза главную роль исполнял Высоцкий, один раз – Хмельницкий). Нередко я заходил в репетиционный зал, во время перерыва общался с актерами. Как-то они, выйдя из зала в фойе, курили. Среди них был Высоцкий. Я подошел, мы перебросились с актерами несколькими фразами. Так состоялось мое, скажем так, коридорное знакомство с Высоцким.
А несколько лет спустя я вернулся в Чечено-Ингушетию, в театр имени Х. Нурадилова. Шел 1979-й год, мы работали уже в здании нового театра, когда Высоцкий приехал в Грозный с концертами. В те годы существования цензуры, жесточайшего контроля над репертуаром, о его гастролях можно было узнать из нескольких афиш, расклеенных в Грозном. Но у певца, которого не жаловали власти, была армия поклонников. Кумир миллионов, поэт, бард, гражданин, в каждой из этих творческих ипостасей он был непревзойден мощью своего таланта и индивидуальности. Его любила страна. И мы, чеченские актеры и режиссеры, как и многие жители Чечено-Ингушетии, разумеется, не были исключением. Узнав о приезде Высоцкого, я и мои коллеги по «цеху» надеялись на творческую встречу с ним.

Как председатель Союза театральных деятелей ЧИАССР я позвонил ему с просьбой о встрече с труппой. И получил отказ: Владимир сослался на занятость, в его голосе чувствовалось раздражение. Но желание встретиться с ним было велико, и после его очередного (второго) концерта на стадионе ручных игр я и актеры ингушской труппы прошли за кулисы и вновь пригласили его в театр. На этот раз он дал согласие. «Только, - говорит, - чтобы, кроме артистов, никто не знал».
На следующий день, после третьего – и последнего – грозненского концерта, Высоцкий приехал в театр. К тому времени мы «отшили» многих его поклонников из околотеатральных кругов, до которых дошла информация о предстоящей встрече. Учитывая пожелание Владимира об узком круге участников, пришлось сослаться на позднее время запланированного мероприятия.
Гостя принимали в фойе. Вместе с нами были актеры Русского драматического театра имени Ю. Лермонтова (мы работали с ними в одном здании, на одной сцене - поочередно). К встрече приготовились: столы были установлены национальными блюдами (разумеется, без «жижиг-галныш» не обошлось). Я подарил Владимиру белую папаху-«чабанку». Беседовали о многом. О театре, о концертной деятельности Высоцкого, о каких-то бытовых вещах… Он знал, что интересен людям как певец, и его пальцы сами собой потянулись к гитаре. Многие из нас, его слушателей, впервые услышали песню «Летела жизнь в плохом автомобиле…» В ней была жесткая правда о сталинизме. Владимир пел о жизни чеченцев и ингушей в годы высылки, о стравливании народов, о том, как выжил, благодаря школе жизни горцев, их законам братства. А страна продолжала «жить в плохом автомобиле с выхлопом в трубу»…

Помню, слова и исполнение автора произвели особое впечатление на актеров, переживших ужасы депортации 1944-го. Яраги Зубайраев, Хава Хакишева и другие актеры старшего поколения не могли сдержать слез. Высоцкий, который хотел сменить тему, спеть что-нибудь жизнеутверждающее, понял: после такой песни лучше поставить точку. И отложил гитару.
Мы поднялись на второй этаж, в мой кабинет и продолжили разговор в еще более узком кругу. Вместе с нами осталось человек десять-двенадцать, в основном, молодежь. Тогда я и рассказал Владимиру о своей задумке поставить «Гамлета» в нашем театре, о своем видении образа главного героя и пьесы в целом. В основе моей трактовки – развитие сюжета через восприятие Гамлета. Он - участник каждой сцены спектакля, вокруг него разворачиваются все события, его глазами зритель видит перипетии трагедии. И еще такой акцент в образе шекспировского героя: Гамлет не просто борется с врагами, но и знает, каковы будут дальнейшие их шаги. Для Гамлета зримы последствия зла, он видит грядущее.
Вот такой мне виделся камерно-масштабный спектакль.
Выслушав меня, Владимир сказал:
- А мне это интересно. Можно сделать гастрольный вариант вашего театра.
Таким образом, Высоцкий, блистательно сыгравший шекспировского героя в театре на Таганке, дал предварительное согласие на участие в спектакле Чечено-Ингушского национального театра. Разумеется, речь шла о сценической интерпретации «Гамлета» на русском языке. Мои сомнения, связанные с небольшим акцентом речи наших актеров, Высоцкий развеял замечанием о гастрольной практике западноевропейских театров. Мол, еле улавливаемый, неявный акцент – не проблема.

Сацита Исраилова, заведующая Центральной библиотекой Грозного:

- Высоцкий был кумиром моего старшего брата Аднана. Песни Высоцкого постоянно звучали в нашем доме. В комнате брата стоял магнитофон величиной с чемоданчик с двумя большими бобинами. Я помнила чуть ли не наизусть две песни: «Я не люблю фатального исхода» и «Охота на волков».
Как-то Аднан пришел с двумя билетами на концерт своего любимого певца. Я не поверила своим глазам, потому что попасть на выступления Высоцкого было очень сложно – вместимость стадиона ручных игр совсем не отвечала численности поклонников его творчества. Мы отправились на концерт. Сказать, что был полный аншлаг – не сказать ничего. Люди стояли в проходах от начала до завершения концерта. А на улице толпа несостоявшихся зрителей металась в поисках лишнего билетика.
И вот Высоцкий вышел на сцену – невысокого роста, интеллигентного вида человек. И запел. Сегодня трудно представить, что голос исполнителя, поющего «вживую», может оглушить своей силой и громкостью. Но он действительно пел без фонограммы. Тогда это казалось обычным явлением, а сегодня такое трудно представить. Но главным было другое – его исполнение, его поэзия... С тех пор, несмотря на минувшие десятилетия, я часто обращаюсь к стихам Высоцкого, слушаю записи его песен. Они и сегодня звучат актуально, находя такой же отклик в наших душах, как четверть века назад.

Адиз Кусаев, главный редактор Чеченской гостелерадиокомпании:

Когда в Грозный приехал Владимир Высоцкий, я работал на республиканском телевидении в должности старшего редактора художественных программ. Передачу о Высоцком готовила моя коллега Софья Ивановна Зинюк-Сергеева. Запись шла в одной из телевизионных студий. За четверть века много стерто из памяти, но я помню, с какой внутренней отдачей певец исполнил песню «Летела жизнь…». В какой-то момент он даже не выдержал и, резко повесив гитару на спинку стула, вышел из студии. Вернулся, успокоившись, минут через пятнадцать…
Пленку с записью этой передачи постигла та же участь, что и все телевизионные архивы. Они были уничтожены под бомбежками первой войны. Хранились архивы в здании, расположенном недалеко от телецентра, на берегу Сунжи. Меньшая часть материалов находилась на втором этаже республиканского ТВ. Помню, в марте 1995-го, вскоре после завершения широкомасштабных боевых действий в Грозном, я и мои коллеги, рискуя напороться на мины, искали в груде сожженных архивов уцелевшие кассеты. Нашли немногое, но спасенные нами материалы пропали уже в августе 1996-го, когда вновь вспыхнули военные действия. Запись передачи о Владимире Высоцком также была уничтожена. Возможно, Николай Куан передал ее копию матери певца. В этом случае запись одной из последних съемок Владимира Высоцкого находится в его московском музее.

Пока мы обсуждали идею постановки, минул час ночи. В это время, узнав о местонахождении Высоцкого, к нам пожаловали работники обкома партии. Большие по тем временам начальники (фамилии называть не стану), изрядно подвыпившие, от порога прервали нашу беседу: «Володя, а мы думали ты высоченного роста!». И так далее, и тому подобное… Судя по дальнейшему поведению Владимира, он терпеть не мог фамильярности. И сразу распрощался: «Мне пора, спасибо за гостеприимство».
Когда я его провожал, вновь вернулись к разговору о постановке. Высоцкий повторил: «Мне это интересно». Продиктовал свои телефоны. И сказал, что улетает в Москву, затем в Париж, а через 20 дней дает концерт в Моздоке. Его рабочий график был расписан по дням, и он знал, какого числа выступит в Северной Осетии. Следующую нашу с ним встречу назначил на ту самую ночь после моздокского концерта. «Сразу после выступления мы выезжаем в Грозный и в час ночи с вами встречаемся».
Проходит три недели, настает тот самый день, наступает ночь. Мы, человек двадцать, ждем Высоцкого в театре. Льет дождь, никаких звонков. «Наверное, не приедет», - приуныли многие и разошлись. Остались молодые ингушские актеры (Наурбиев, Боков, Яндиева), всего восемь человек. Звоню в гостиницу «Чайка». Мне отвечают: никто номер не заказывал. В полночь звоню второй раз, и меня связывают с Высоцким. Слышу в трубке его, запыхавшегося с дороги: «Ну, чеченец, я сдержал слово!».

Позже выяснилось, что спешный отъезд Высоцкого вызвал скандал в Моздоке. Как рассказал мне его администратор, артист должен был спеть во втором отделении концерта. Но предпочел выступить в первом (уступив место какому-то молодежному вокально-инструментальному ансамблю), чтобы успеть в Грозный. Как рассказал администратор, Высоцкий ему сказал: «Раз нам ехать к чеченцам, надо спешить». А многие зрители шли «на Высоцкого», поэтому явились ко второму отделению… Представьте их разочарование!
Для нашей труппы его приезд был, разумеется, еще одним праздником. Когда прозябаешь в провинции с ее множеством специфических проблем, где люди отчаиваются, а то и спиваются, где жить надо постоянно с оглядкой, в том числе людям искусства, общение с большими актерами значит очень многое. Я каждые два-три месяца выезжал из Грозного в Ленинград или Москву, чтобы пообщаться с преподавателями, однокурсниками, коллегами по цеху, то есть получить какую-то «подпитку». Стоит ли говорить о том, что приезд артиста такого масштаба как Владимир Высоцкий, общение с ним, особая атмосфера встречи давали творческий заряд собравшимся.
Немного о нем как об актере. Его игра поражала своей внутренней силой. Как я рассказывал выше, Борис Хмельницкий, очень популярный актер, был еще одним, кроме Высоцкого, исполнителем роли Галилео Галилея в одноименной постановке театра на Таганке. Так вот, Борис сыграл эту роль, скажем так, процентов на тридцать. Сравнение с Высоцким было явно не в пользу второго исполнителя, даже такого незаурядного как Хмельницкий.
Что еще отличало Высоцкого? Он избегал поверхностности, причем во всех своих творческих ипостасях. Например, прежде, чем начать работу над песней о летчиках, боксерах или шахтерах, изучал их профессиональный лексикон, привычки. Его поэзия всегда отражала реальную жизнь. Поэтому с каждой новой «профессиональной» песней в стране циркулировали слухи о том, что он окончил летное училище, работал в шахте или был спортсменом.

Но главным его талантом был талант человеческий. Именно он придавал особую магнетическую силу его дару актера и исполнителя авторской песни. В ту нашу встречу после его моздокского концерта мы говорили о многом, и не только о моей трактовке спектакля «Гамлет». Как выяснилось, Высоцкому очень понравились скульптурные работы Ильяса Дутаева. Он рассказывал о своих впечатлениях, слушал нас. Из чего складывался магнетизм его личности? Вот то, что отложилось в моей памяти. Владимир был предельно честен во всем. В нем не было озлобленности опального барда, наоборот, ко многим вещам он относился с юмором. Не любил, когда его хвалили в лицо. Помню, во время встречи кто-то восторженно отозвался о его исполнении роли Хлопуши в спектакле «Пугачев» (по пьесе Сергея Есенина). Высоцкий опустил взгляд – никакой реакции.
Судя по нашему знакомству, к сожалению, непродолжительному, он был исключительно прямой человек. Да и сам не терпел двусмысленностей, неискренности от кого бы то ни было. Рядом с ним нельзя было фальшивить, например, изображая из себя светского льва. Он мгновенно реагировал как на отталкивающие для него моменты, так и на то, что его заинтересовало в собеседнике. На идею, образное выражение, на какую-то крупицу чего-то нового, необычного. Его взгляд становился цепким, в нем что-то срабатывало, словно запоминая и откладывая какую-то деталь увиденного в творческую лабораторию.
В тот вечер наша беседа длилась с часа ночи до шести утра (в 6. 50 у него был самолет). Завершилась она вновь обсуждением идеи совместного спектакля. Согласитесь, тот факт, что Владимир Высоцкий на нее откликнулся, вызвавшись сыграть главную роль, говорит очень многое. О готовности экспериментировать, о глубине и неординарности его творческого мировосприятия.
Что касается его впечатлений от поездки в Грозный, о них стало известно уже после его смерти. Наши с ним встречи состоялись в августе 1979 года, а через год Высоцкого не стало. Вскоре в Москве, в его доме побывал Николай Куан, режиссер Чечено-Ингушского ТВ (тот самый, что снимал выступления Высоцкого в студии телевидения здесь, в Грозном). Куан взял у матери Владимира интервью, в котором были такие ее слова: «Володя всегда приезжал с гастролей усталый. А тут приехал и говорит: «Знаешь, в Чечено-Ингушетии меня так обогрели».

Записала Бэла Расаева

Владимир Высоцкий

Летела жизнь... (1977)

Я сам с Ростова, а вообще подкидыш-
Я мог бы быть с каких угодно мест, -
И если ты, мой Бог, меня не выдашь,
Тогда моя Свинья меня не съест.

Живу – везде. Сейчас, к примеру, - в Туле.
Живу и не считаю ни потерь, ни барышей.
Из детства помню детский дом в ауле
В республике чечено-ингушей.

Они нам детских душ не загубили,
Делили с нами пищу и судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Я сам не знал, в кого я воспитаюсь,
Любил друзей, гостей и анашу.
Теперь чуть что, чего - за нож хватаюсь, -
Которого, по счастью, не ношу.

Как сбитый куст я по ветру волокся,
Питался при дороге, помня зло, но и добро.
Я хорошо усвоил чувство локтя, -
Который мне совали под ребро.

Бывал я там, где и другие были, -
Все те, с кем резал пополам судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Нас закаляли в климате морозном,
Нет никому ни в чем отказа там.
Так что чечены, жившие при Грозном,
Намылились из Кавказа в Казахстан.

А там - Сибирь - лафа для брадобреев:
Скопление народов и нестриженых бичей, -
Где место есть для зеков, для евреев
И недоистребленных басмачей.

В Анадыре что надо мы намыли,
Нам там ломы ломали на горбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Мы пили все, включая политуру, -
И лак, и клей, стараясь не взболтнуть.
Мы спиртом обманули пулю-дуру -
Так, что ли, умных нам не обмануть?!

Пью водку под орехи для потехи,
Коньяк под плов с узбеками, по-ихнему – «пилав».
В Норильске, например, в горячем цехе,
Мы пробовали пить стальной расплав.

Мы дыры в деснах золотом забили,
Состарюсь – выну, денег наскребу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Какие песни пели мы в ауле!
Как прыгали по скалам нагишом!
Пока меня с пути на завернули,
Писался я чечено-ингушом.

Одним досталась рана ножевая,
Другим - дела другие, ну а третьим - третья треть...
Сибирь, Сибирь - держава бичевая, -
Где есть, где жить, и есть, где помереть.

Я был кудряв, но кудри истребили -
Семь пядей из-за лысины во лбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Воспоминанья только потревожь я -
Всегда одно: «На помощь! Караул!..»
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы - город Барнаул.

Когда дошло почти до самосуда,
Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя, -
Те и другие были не отсюда,
Но воевали, словно за себя.

А те, кто нас на подвиги подбили,
Давно лежат и корчатся в гробу, -
Их всех свезли туда в автомобиле,
А самый главный - вылетел в трубу!

 

Сайт создан в системе uCoz