№7
 
НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

Главная


В сегодняшнем выпуске:

Новости дня

Россия проиграла чеченцам суд в Страсбурге

Факты и комментарии

Главный полиграфист представил Чечню на международной выставке в Китае

Воронежцы подарят Михайло-Архангельскому храму семь колоколов

С места событий

Заповедная территория превращается в свалку

Гость номера

Место встречи изменить нельзя

Фоторепортаж

«Немного солнца в холодной воде…»

Дата

За год до смерти Владимир Высоцкий приезжал в Грозный

Обратная сторона

Грозненские притоны: ночь открытых дверей

Наши за границей

Лагеря для беженцев в Польше: чеченские гетто

Подоплека

"Черная археология"

На Большой Земле

Ароматы знаменитостей: феномен эпохи


Главный редактор:
Зарина Амаева

Тел. 8 (928) 737 4389

Адрес редакции:
Грозный, ул. Мира, 52, кв. 63

E-mail: v_grozny@mail.ru

Использование материалов без письменного согласия редакции запрещено. При цитировании ссылка на газету обязательна.

Крупным планом

Таус Джабраилов:
«В Чечне хаоса не будет»

О ВОЙНЕ И МИРЕ

- Таус Динхаевич, каков ваш прогноз на обозримое будущее? Считается, что перспективы стабилизационных процессов в Чечне меньше всего зависят от чеченцев. Поэтому остается предполагать - война или мир? Или, как в последние годы, - война и мир?
- Как я понял, имеется в виду заявление Руслана Ямадаева о наступлении третьего этапа борьбы за установление мира в республике. Я сам видел телепередачу с его участием, слышал выступление и могу с уверенностью сказать, что выводы из слов депутата Госдумы РФ многими сделаны ошибочные. Я не усмотрел в его речи намека на возможность рецидива широкомасштабных военных действий. Позднее я говорил по телефону с Русланом Ямадаевым и убедился в том, что правильно понял смысл его нашумевшего телевизионного интервью. На самом деле Ямадаев подразумевал, повторюсь, необходимость закрепления стабилизационных процессов как третьего этапа установления мира в Чеченской Республике, акцентируя при этом внимание на приоритетности экономических преобразований. Если конкретнее - на необходимости введения новых людей в органы исполнительной и законодательной власти, которые сумеют эффективно, ускоренными темпами развивать экономическую сферу.
Я придерживаюсь того же мнения: делая ставку лишь на силовую составляющую, республике не выбраться из кризиса.
- А что вы думаете по поводу прогнозов относительно «большой войны» в регионе? «Кавказ погружается в хаос», - спрогнозировало на минувшей неделе информационное агентство РБК…
- В Чечне никакого хаоса не будет. Это однозначно. Сегодня ситуация раскачивается в других северокавказских республиках. Например, в Дагестане. Происходящее там тревожит меня так же как всех здравомыслящих людей. Я разделяю опасения тех, кто считает, что представителям около сотни национальностей, живущим на одной территории, очень трудно будет договориться между собой в случае конфликта. С этой точки зрения ситуация в Дагестане развивается с известной долей непредсказуемости и справедливо вызывает обеспокоенность.
Возвращаясь к обстановке в нашей республике, хотелось бы сказать следующее. В течение последнего десятилетия самыми тяжелыми для жителей Чечни периодами были 1994-1996 и 1999-2002 гг. Так вот, то горе и страдания, которые перенес наш народ в эти годы, больше не повторятся.

О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОГО РУКОВОДСТВА СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ

- Затянувшийся «нулевой цикл» развития экономической сферы и чрезмерная активность силовиков – не наблюдается ли здесь явный стратегический перекос в управлении Чечней?
- Здесь есть своя первопричина – отсутствие координации деятельности силовых структур, которой мы и сегодня не можем добиться. Как итог – левая рука не знает, что делает правая. Кто-то где-то провел «зачистку», а здесь начинают гадать – кто? Вот вчера увезли главу администрации одного из сел Шалинского района. По первичной информации, в случившемся усмотрели действия Службы безопасности Президента ЧР. А потом выяснилось, что похищение сельского главы – дело рук федерального подразделения. Это еще хорошо, что вышли на след.
Отсутствие единого руководства разношерстными силовыми структурами, имеющими разное подчинение, сегодня порождает серьезные проблемы, связанные, прежде всего, с исчезновением людей. Репрессивные действия в отношении мирного населения, в конечном счете, подрывают доверие народа к власти. Коренным образом изменило бы ситуацию наличие взаимодействия между силовиками и их единого контролирующего органа.
- Кто (или что) этому мешает?
- Номинально единый центр руководства имеет место быть. Он представлен в лице 1-го заместителя председателя правительства ЧР Рамзана Кадырова, в чьи обязанности, заметьте, вменена координация деятельности силовых структур. Он должен курировать их деятельность, но многие из них (имеются в виду федеральные подразделения) ему не подчиняются. Поэтому остается констатировать факты. Вот есть в республике РУБОП, имеющий северокавказское подчинение. Это означает следующее: руководство РУБОПа находится в Ростове-на-Дону, а на территории Чечни названная структура ни с кем не согласовывает свои действия, ни перед кем не отчитывается, в том числе республиканской власти.
Еще у нас есть Региональный Оперативный Штаб (РОШ), в чьем ведении должно находиться любое воинское подразделение в независимости от его принадлежности к Минобороны или МВД РФ. Между тем, после событий в Бороздиновской руководитель РОШа заявил, что в станице не проводилось «никаких спецмероприятий по линии федеральных силовых структур, которые находятся в ЧР». Кто же тогда сжигал дома, расстреливал, увозил людей из Бороздиновской? Духи? Черти? Джинны?
Повторюсь: предпосылкой и главной причиной развития событий по «бороздиновскому сценарию», влекущих за собой обострение ситуации в республике, является отсутствие единого координирующего центра силовых структур.
- А если сказать, положа руку на сердце, реально ли в нашей ситуации найти управу на военных? Насколько в данном случае велик ресурс гражданской власти?
- Дело не в гражданской власти. В республике есть РОШ, имеется представительство полпреда в ЮФО в лице Олега Жидкова (заместителя Дмитрия Козака), функционирует Совет Безопасности ЧР. Названным структурам давно пора действовать на территории ЧР единым наработанным механизмом. Надо не искать управу на военных, а заставлять их выполнять приказы. Тот же приказ № 80 Молтенского, № 76 Ахмат-Хаджи Кадырова, № 46 (изданный, по-моему, по линии республиканской прокуратуры), согласно которым никакие «спецмероприятия», а проще говоря, «зачистки», повальные или адресные, нельзя проводить без участия представителей прокуратуры, местных администраций, правоохранительных органов, религиозных общин… Но названные приказы не «работают», оставаясь пустой формальностью, несмотря на то, что в отсутствие принятых законов они регламентируют действия всех силовых структур на территории Чечни. А надзирающие органы, которые должны стоять на страже закона и интересов граждан, пока не срабатывают в полном объеме. Получается как в поговорке: «У семи нянек дитя без глазу».
С другой стороны, мы должны понимать: на территории 13-14-летнего правового хаоса невозможно в одночасье установить закон. Но мы к этому идем. Несмотря на перманентное обострение напряженности, сегодня ситуация в республике намного стабильнее, чем в прошлом году, не говоря о 2003-ем или 2002-ом.

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕСМОТРА СФАБРИКОВАННЫХ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ МНИМЫХ УЧАСТНИКОВ НВФ

- Сегодня официальный список без вести пропавших жителей Чечни состоит почти из трех тысяч фамилий. Реальное число незаконно задержанных лиц намного выше…
- Действительно, число пропавших без вести на порядок больше, чем следует из официальных данных, поскольку по фактам исчезновения людей родственники не всегда обращаются в правоохранительные органы. Правда и в том, что среди незаконно задержанных лиц много граждан, осужденных по сфабрикованным обвинениям в причастности к НВФ, в употреблении и торговле наркотическими веществами и т. д.
Учитывая масштаб подобных уголовных дел, Госсовет ЧР уже инициировал процесс пересмотра дел жителей Чеченской Республики, отбывающих наказание по вышеуказанным статьям Уголовного кодекса. С подачи Рамзана Кадырова нами сделаны официальные запросы в Верховный Суд, Минюст и Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в которых обосновывается необходимость ознакомления со всей правовой базой, послужившей основанием для осуждения тысяч чеченцев, начиная с 1994-го года. Имея на руках списки заключенных, мы получим возможность строить дальнейшую работу.
В контексте этой темы я всегда привожу эпизод встречи в Кремле с президентом России в мае 2004-го. Тогда в ходе беседы Рамзан Кадыров обратился к Путину: «Владимир Владимирович, помните, был сбит вертолет с омоновцами над Ханкалой? Как сообщалось, виновный в совершении преступления осужден и отбывает наказание. На самом же деле в день подрыва вертолета этого человека в республике не было – он лежал в больнице Нальчика. Я могу это доказать. Парня без всяких на то оснований посадили за решетку только потому, что понадобилось на кого-то списать преступление, повлекшее за собой гибель стольких людей».
Выслушав Рамзана Кадырова, Путин в нашем присутствии дал поручение министру внутренних дел разобраться по этому конкретному случаю и доложить. Уже пошел второй год, а результатов расследования никаких.
Это я к тому, что проблема исчезновения людей не оставляет равнодушными республиканские власти. Мы знаем методы некоторых силовых структур. Можно с уверенностью сказать, что многие из чеченцев, отбывающих сегодня наказание, якобы, за принадлежность к НВФ, употребление или торговлю наркотиками, никаких преступлений не совершали. И это можно доказать даже сегодня.
- А если Госсовету Чечни откажут? К тому же, реально ли добиться пересмотра каждого из тысяч уголовных дел?
- Думаю, прямого отказа не будет. Скорее всего, создадут волокиту, но мы будем настойчиво требовать от всех инстанций необходимую документацию. При существующей возможности получить сведения по линии правоохранительных органов Чечни или Комитета по защите конституционных прав жителей ЧР Госсовет рассчитывает на информацию от официальных вышестоящих органов. Как и на то, что в обозримом будущем начнется работа по каждому конкретному делу. С использованием, разумеется, избирательного подхода. Мы отдаем себе отчет в том, что сфабрикованные дела бросаются в глаза надуманностью, а то и идентичностью обвинений. Помнится, была проведена серия задержаний чеченских студентов из российских вузов. Тогда в карманах наших ребят, обучающихся в разных регионах, «находили» дозу наркотических веществ. И почему-то всегда обнаруживалось одно и то же их количество - то есть ровно столько, сколько требовалось для привлечения к уголовной ответственности. Был еще случай, когда человека задержали, якобы, обнаружив при нем шесть гранат и пистолет. Заметьте, весь этот арсенал, как явствовало из обвинения, молодой человек носил… в заднем кармане брюк. Я думаю, это был не карман, а рюкзак, пришитый на брюки. Бред, опровергнуть который чаще всего невозможно. И вопрос не в том, хотим мы этим вопросом заняться или нет. Речь идет о нашем долге перед обществом, перед тысячами невинных людей, оказавшихся в застенках.
Конечно, за считанные месяцы данную проблему не решить. Госсовет ЧР только приступает к делу. Надеюсь, после нас его продолжит парламент ЧР.

О ТОМ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПРОЕКТА ДОГОВОРА О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ И ЧЕЧНЕЙ

- По нашим данным, на середину июня от компенсации в десять тысяч рублей отказались практически все районы ЧР. Между тем, федеральная сторона исключила из проекта Договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой пункт об увеличении размеров выплат репрессированным в 1944-м году чеченцам. На что можно надеяться в данном случае?
- Могу сослаться на Обращение Госсовета ЧР к Совету Федерации с предложением пересмотра и внесения изменений в федеральный закон № 122 (от 22 августа 2004 г.) «О внесении изменений в законодательный акт РФ и признании утраченной силы некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов». Речь в данном случае шла о ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий…», точнее его части, касающейся особенностей положения реабилитированных лиц, проживающих на территории ЧР. Обращение было рассмотрено Советом Федерации. Мы получили на него ответ, суть которого сводится к следующей формулировке: «… Соответствующая законодательная инициатива о внесении изменений в ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» при наличии необходимых финансовых обоснований могла быть поддержана в Совете Федерации».
Таким образом, мы получили официальный документ, в котором Совет Федерации оказывает поддержку руководству ЧР. От нас требуется единственное: разработка обоснования того, что нынешние 10 тысяч рублей, определенные законом в 1991-м году, совсем не те 10 тысяч, которые сегодня мы имеем. В настоящее время данным вопросом занимается министерство финансов ЧР. Мы-то свои расчеты сделали еще в период разработки проекта Договора о разграничении полномочий. Как вы знаете, тогда я возглавлял рабочую группу. В Договоре мы указали, что сумма компенсации репрессированным должна быть приравнена к 250 тысячам рублей.
- В своем интервью «ВГ» № 6, вышедшем в минувшем месяце, директор Центра содействия стабильности Чеченской Республики Амин Осмаев предложил Госсовету Чечни инициировать отставку правительства РФ в связи с «демонстративным игнорированием Закона «О реабилитации репрессированых народов». Как вы прокомментируете это предложение?
- Я имел с Амином Осмаевым несколько очень интересных бесед в Москве. Последний раз мы с ним встречались в дни поездки на заседание ПАСЕ в Страсбург. Я думаю комментарии в прессе к основным пунктам Договора о разграничении полномочий и те действия федеральной власти, которые тормозят подписание этого важного документа, не в пользу снятия социальной напряженности в республике. Мы не требуем от руководства и правительства РФ ни контрибуции, ни каких-то особых льгот. Речь идет о реальных экономических рычагах, способных вывести республику из кризиса.
Окончательный вариант Договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чечней на днях принят и уже передан на экспертизу в комиссию Южного федерального округа. Проект, отправленный в Ростов-на-Дону, серьезно отличается от предложенного нами два года назад. Например, выхолощенным содержанием и размытостью формулировок. И все же надо иметь в виду, что в варианте признается необходимость предоставления Чеченской Республике статуса «Регион особого экономического развития». Я бы определил эту статью как ключевую в Договоре.
Еще один важный момент: некоторые формулировки, смягченные в тексте Договора, прошли в своем первоначальном варианте в четких дополнительных соглашениях между правительствами РФ и ЧР. Перечень этих соглашений, которые определяют решение всех актуальных для Чечни вопросов, прилагается к Договору. Сам Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Чечней носит чисто экономический характер, хотя значение имеет политическое. И здесь я хотел бы акцентировать внимание на эффективности решения поставленных в Договоре вопросов лишь в контексте экономического развития региона в целом.
- Но ведь речь идет о разных условиях, в которых находятся разрушенная двумя войнами Чечня и соседние, сравнительно благополучные республики…
- С учетом этих условий республике предоставлен ряд льгот в Договоре о разграничении полномочий. И все же полного эффекта от реализации заложенных в этом документе положений не может быть без развития всего региона. В интересах каждой республики Северный Кавказ должен стать единым экономическим организмом, системой. Иначе получается так, как сегодня: в Чечне выдаются компенсации за утраченное жилье, а в Дагестане в три раза повышаются цены на стройматериалы. В результате, если в прошлом году за 350 тысяч можно было построить дом, то сегодня на них и стройматериалы у наших соседей по региону, взвинтивших цены, не купишь. А если бы компенсационные деньги были «заложены» в единую программу развития Северного Кавказа, в ней же был бы предусмотрен механизм поступления стройматериалов в ЧР вплоть до обязательств поставщиков «держать» реальные фиксированные цены.
Процессы социально-экономического возрождения ЧР должны быть завязаны на единой программе развития всего региона. Сегодня расставлены иные акценты. Алу Алханов ездит в Красноярский край, Челябинск и другие отдаленные субъекты Российской Федерации, заключает договора о взаимовыгодном сотрудничестве. Представьте, какие средства будут «съедать» дорожные тарифы на перевозку стройматериалов и оборудования. На мой взгляд, экономическое взаимодействие надо развивать отсюда, с юга. Здесь от Чечни до самого крайнего субъекта ЮФО можно спокойно доехать в течение одного дня. Это очень весомый аргумент в пользу того, что сотрудничество надо начинать с соседей. Недавняя встреча руководителей северокавказских республик в Нальчике продемонстрировала их готовность помочь Чечне. Я думаю, экономическое партнерство послужит стабилизации политической обстановки не только на территории ЧР, но и на Северном Кавказе в целом.

Беседовала Зарина Амаева

Путин призывает укрепить границу

на Северном Кавказе

Владимир Путин во вторник, 19 июля, приказал принять незамедлительные меры по обустройству границы на Северном Кавказе и ее войсковому прикрытию. «Последние трагические события в Надтеречном районе Чечни показывают, что все планы по обустройству границы нужно выполнять как можно быстрее», - сказал он в связи с крупным терактом, произошедшем в селении Знаменское.
Напомним, здесь рядом со школой был обстрелян милицейский УАЗ. После того, как на место преступления прибыла оперативно-следственная бригада, прогремел взрыв. В результате погибли 14 человек, ранения получили 34 человека, из них 20 находятся в тяжелом состоянии.

«По оценкам специалистов-взрывотехников, самодельное взрывное устройство было собрано на базе артиллерийского снаряда и эквивалентно по мощности десяти килограммам тротила», - сказал собеседник агентства.
По его словам, 19 июля в 12.49 в дежурную часть Надтеречного РОВД поступило сообщение от сотрудника территориального отделения милиции о том, что в населенном пункте Знаменское на улице Лесной, у дома 29 неустановленные лица из автомашины «Жигули» без номерных знаков обстреляли автомашину УАЗ, принадлежность которой устанавливается.
На место ЧП на четырех служебных автомашинах выехали руководство РОВД и следственная группа.
«В 13.10 при осмотре машины УАЗ, где находился труп неустановленного мужчины, произошел взрыв заложенного в машину самодельного взрывного устройства», - сообщил источник.
По факту взрыва в Знаменской возбуждено уголовное дело по трем статьям: «Терроризм», «Убийство» и «Покушение на жизнь сотрудника милиции». Ведется следствие.
Президент Чечни Алу Алханов заявил, что взял под личный контроль расследование этого теракта. Установлена мощность взрывного устройства. Алу Алханов подчеркнул, что в соответствии с изданным им распоряжением будут осуществляться компенсационные выплаты семьям погибших.

«Грозный-информ»

 

Сайт создан в системе uCoz