№8
 
НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 


В сегодняшнем выпуске:

Новости дня

Алханов обещает, что выборы в парламент станут «самыми демократическими»
за всю историю Чечни

Крупным планом

Директор Центра содействия стабильности в ЧР Амин Осмаев: Миф о чеченской "Золотой орде"

Чечня - рубеж битвы за Россию

Чеченский кризис - часть общего кризиса в стране

Колонка обозревателя

Подстава

История и современность

Национальный архив восстает из пепла

Гость номера

Зарема Аслаханова:
Когда наши зрители станут просить автографы у известных людей,
это будет другое время

Фоторепортаж

И дым отечества нам сладок и приятен

Наши за границей

Американские чеченцы

На Большой Земле

Султан Брунея второй раз стал двоеженцем


Главный редактор:
Зарина Амаева

Тел. 8 (928) 737 4389

Адрес редакции:
Грозный, ул. Мира, 52, кв. 63

E-mail: v_grozny@mail.ru

Использование материалов без письменного согласия редакции запрещено. При цитировании ссылка на газету обязательна.
Амин Ахмедович Осмаев,
директор регионального филиала
«Центра содействия стабильности»
в Чеченской Республике

Биографическая справка

Осмаев Амин Ахмедович родился 8 октября 1948 г. в г. Кзыл-Орда Казахской ССР. После окончания в 1966 году Шалинской средней школы Чечено-Ингушской АССР поступил в Грозненский нефтяной институт, где в 1971 году получил высшее образование и специальность инженера-механика.
В период с 1971 года по 1991 год работал инженером, мастером на Грозненском ремонтно-механическом заводе, в органах ВЛКСМ республики, инструктором, заведующим отделом, секретарем Октябрьского райкома КПСС, председателем исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов города Грозного. В 1978 году с отличием окончил ростовскую Высшую партийную школу.
Неоднократно избирался депутатом Октябрьского районного Совета народных депутатов города Грозного и Грозненского городского Совета народных депутатов. В 1990 году на альтернативной основе избран депутатом Верховного Совета ЧИАССР.
После прихода к власти режима Д. Дудаева в 1991 году ушел в отставку с должности председателя Октябрьского райисполкома и участвовал в деятельности оппозиции. В 1992 году по политическим причинам покинул республику и находился в г. Москве.
С октября 1995 года - Председатель Верховного Совета Чеченской Республики (высший законодательный орган ЧР в период с 1995 года по июнь 1996 года). В 1996 году принимал участие в работе правительственной Комиссии по переговорам о прекращении огня, боевых действий и мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в городе Назрани.
В июне 1996 года избран депутатом Народного Собрания (Парламента) Чеченской Республики от Октябрьского района города Грозного. На первом заседании Палаты Представителей Народного Собрания стал ее Председателем.
С 1996 года по 1998 год- член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. С 1998 года работает консультантом организационного управления Аппарата Совета Федерации.
С октября 1999 года по июнь 2000 года находился в Чеченской Республике, где вел работу по восстановлению местных органов власти.
Амин Ахмедович Осмаев - автор многих публикаций в центральных и чеченских средствах массовой информации по актуальным вопросам урегулирования кризиса в Чеченской Республике.
В настоящее время работает директором регионального филиала «Центра содействия стабильности» в Чеченской Республике. Является советником Президента Чеченской Республики Алу Алханова на общественных началах. В марте 2005 года в составе официальной делегации Чеченской Республики принимал участие в «Круглом столе» по вопросам урегулирования кризиса в Чечне в Страсбурге.
Проживает в г. Москве. Женат. Имеет троих детей.


Миф о чеченской «Золотой Орде»

Активная кампания критики проекта Договора между Россией и Чеченской Республикой, бушевавшая еще недавно на страницах некоторых московских СМИ, постепенно утихла. Судя по всему, она достигла достаточно ощутимых результатов, особенно в психологическом отношении. Чеченские разработчики из Государственного совета республики были вынуждены оправдываться, доказывая, что в «рабочем» документе нет ничего противоречащего Конституции Российской Федерации.
Российские граждане, на которых обрушилась эта искусно организованная «стихия», остались в полной уверенности, что чеченцы пытались организовать очередное бедствие для России. Квинтэссенцией критических выступлений в СМИ можно считать слова известного экономиста Михаила Делягина, прозвучавшие со страниц сайта СПС «Кавказ-форум»: «Я думаю, что те абсолютно беспрецедентные требования, которые сейчас предъявило к России чеченское руководство, намного превышают все, что хотели Дудаев, Масхадов и остальные в экономическом плане. Вообще говоря, это напоминает требования Золотой Орды к завоеванной ею Руси».
Однако и его исторические аллюзии меркнут перед статьей сенатора от Северной Осетии Валерия Кадохова под громким названием «Дудаеву и не снилось» в журнале «Российская Федерация сегодня». В ней он, видимо, обращаясь к чеченцам, задает вопрос: «И перед тем как заключать новые договоры, не лучше ли спросить себя: почему веками от нас страдают соседи, за что мы убили сотни детей в Беслане?!».
Заканчивается статья этого толкователя снов Дудаева, по иронии судьбы являющегося заместителем председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, пламенным призывом: «Хасавюрт-2 не должен пройти!» Читая эти нелепые заявления, невольно вспоминаешь цитату из стихотворения великого русского поэта Михаила Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

А все дело в том, что бред о чеченской «Золотой Орде» и Хасавюрте-2 не имеет ни моральных, ни политических, ни правовых оснований, кроме желания навести «тень на плетень».
Во-первых, чеченское руководство в силу известных обстоятельств является самым законопослушным среди представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, все документы, регулирующие жизнедеятельность республики, включая принятую на референдуме Конституцию Чеченской Республики, прошли предварительную экспертизу в Москве. Даже для избрания парламента Чеченской Республики, в силу особенностей ее Конституции, требуется указ президента Российской Федерации.
В-третьих, речь в данном случае идет только о попытке чеченского конституционного органа вывести договорный процесс из многолетнего тупика, куда его загнали московские чиновники. В связи с этим нелишне напомнить, что в соответствии с распоряжением В.В. Путина № 228-рп от 7 мая 2003 года проект Договора между Российской Федерацией и Чеченской Республикой должен был быть подготовлен до 1 октября 2003 года.
Что касается того, чего «хотели Дудаев, Масхадов и остальные» от России, то, как их политический противник, имею твердые основания утверждать, что они добивались во всех «планах» только одного – независимости чеченского государства. Проблема до определенного момента состояла в том, чтобы дать возможность высказаться по этому поводу самому чеченскому народу. Всенародный референдум, проведенный в республике 23 марта 2003 года, дал в принятой на нем Конституции четкий и однозначный ответ – чеченский народ хочет жить в мире и согласии со всеми народами России в едином государстве.
Вместе с тем очевидно и другое: что собственными силами, без помощи федерального центра с последствиями многолетнего разрушительного кризиса Чеченская Республика не справится. Есть еще одно важное обстоятельство, о котором не стоит забывать: республика – единственный субъект Российской Федерации, не подписавший до настоящего времени Федеративный договор.
Правовой основой для решения этих двух взаимосвязанных задач является ст. 26.7, п. 1 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где говорится, что «заключение Договора о разграничении полномочий допускается, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации…».
Между тем «специфика» и особенности Чеченской Республики носят настолько впечатляющий характер, что она признана международным сообществом зоной гуманитарного, экономического, социального и экологического бедствия. Достаточно сказать, что республика по уровню безработицы занимает первое место в Российской Федерации, причем количество официально зарегистрированных безработных составляет 334,5 тыс. человек, или 62% от общего числа безработных граждан всего Южного Федерального округа.
По расчетам известного политика и экономиста Руслана Хасбулатова, для восстановления систем жизнеобеспечения республики необходимо около 150 млрд. долларов, или более 4 трлн. рублей. Однако по большому счету правительство Российской Федерации к решению этой чрезвычайно важной задачи еще не приступало. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры. В рамках федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 год и последующие годы» в 2002–2004 гг. Чеченской Республике было выделено всего лишь 12,9 млрд. рублей. В то же время, по разным оценкам, подготовка и проведение празднования 300-летия Санкт-Петербурга обошлись федеральному центру в сумму, превышающую 40 млрд. рублей (торжества по поводу 1000-летия Казани – в 60 млрд. рублей). Далее, на 2005 год Чеченской Республике намечено выделить 5,82 млрд. рублей. Для сравнения: в Республике Татарстан в соответствии с федеральной программой «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан (2001–2006 гг.)» в текущем году будет выделено 9,982 млрд. рублей, а Республике Башкортостан по аналогичной программе – 6,624 млрд. рублей.
Приведенные данные лишний раз подтверждают тот факт, что средства, выделяемые для Чечни, – это, образно выражаясь, «капля в море» от того, чего требует реальная обстановка. Несложные математические подсчеты показывают, что при сохранении нынешних темпов финансирования для возрождения республики потребуется более 100 лет.
Также следует обратить внимание на то, что под аккомпанемент раскручиваемой в СМИ «шарманки» о «черной чеченской дыре» только в 2004 году «денежными мешками» отнюдь не чеченской национальности из страны, по самым скромным подсчетам, вывезено 17 млрд. долларов, или около 500 млрд. руб. На эти деньги, нажитые «непосильным трудом» чиновников и олигархов, за рубежом закуплены яхты, самолеты, виллы, дворцы, футбольные клубы и т.д. Поэтому истерика вокруг того, что Чечня грабит Россию, еще раз подтверждает старую истину о том, что громче всех «держи вора» кричат мошенники. В реальности московские коррупционеры пекутся не об интересах России, они попросту боятся, что в случае заключения Договора могут потерять монопольное положение в столь высокоприбыльном «бизнесе», как «чеченский кризис». В свое время прекрасное определение этой ситуации дал президент Чеченской Республики Ахмат-хаджи Кадыров: «50% денег остается в Москве, 30% воруют чеченские чиновники и только 20% доходят по назначению».
С учетом всех этих обстоятельств предложения Госсовета республики, в том числе и о превращении Чеченской Республики в «регион интенсивного экономического развития», следует рассматривать как попытку переломить ситуацию, с тем чтобы в этом десятилетии, а не в XXII веке, чеченский народ мог нормально жить, а не выживать под угрозой ежедневного уничтожения. Заявленная позиция имеет реальное обоснование и опирается на мировой опыт, а также российскую практику создания особых (свободных) экономических зон в Ингушетии, Калмыкии, Калининградской области. И, судя по всему, российское правительство не собирается в ближайшем будущем отказываться от этой политики. На своем заседании 14 апреля 2005 года оно одобрило законопроект об особой экономической зоне в Калининградской области. Любопытно, что срок действия калининградской ОЭЗ в соответствии с этим документом – 25 лет, а раскритикованный проект «чеченского» Договора рассчитан всего лишь на 10 лет.
Однако эти и другие меры, внесенные в проект двустороннего соглашения, даже в случае их принятия не смогут заработать без создания соответствующих международных, федеральных, региональных правовых и политических механизмов. Основой для их создания должна стать деятельность будущего парламента Чеченской Республики, который должен помочь руководителю республики Алу Алханову добиться коренного перелома в социально-экономической обстановке, борьбе с коррупцией, с нарушениями прав и свобод человека и гражданина. Весь вопрос заключается в том, смогут ли российские и чеченские власти обеспечить проведение свободных и демократических выборов в законодательный орган или нет. От ответа на него зависит очень многое, и в первую очередь взаимоотношения с международными организациями, а также характер развития ситуации как в республике, так и на Северном Кавказе.
Другая идея, вызывающая активное неприятие у «властей предержащих» и примкнувших к ним лжепатриотов, – выплата достойных компенсаций чеченцам – жертвам политических репрессий. Особый цинизм этой позиции состоит в том, что жители Чеченской Республики, перенесшие тяжелейшие испытания, единственные среди сталинских жертв, в отношении которых не были выполнены положения закона «О реабилитации репрессированных народов». Этот факт – еще одно тревожное подтверждение того, что «вирус чеченофобии» глубоко проник в общественные и государственные структуры и представляет серьезную угрозу для безопасности граждан и единства страны. Многочисленные случаи дискриминации чеченцев, нарушения их прав и свобод по национальному признаку дают основания для вывода о том, что Российская Федерация сегодня стоит на расстоянии одного шага от системного геноцида чеченского народа. Складывается впечатление, что единственное препятствие на пути этого стремительно развивающегося процесса – президент Российской Федерации Владимир Путин. В связи с этим многие чеченцы задают себе вопросы: а что будет после 2008 года, когда он покинет свой пост, и как быть, чтобы в очередной раз не стать жертвами общенациональных политических репрессий? Очевидно, что в нынешней политической ситуации единственный правовой способ избежать негативного развития событий – это добиться включения в Договор соответствующих положений, которые бы исключали возможность повторения сталинской депортации, «чеченских войн», дискриминации по национальному признаку на территории Российской Федерации. Парадоксально, но факт: «партия власти», инициировавшая принятие федерального закона о гарантиях и льготах президенту Борису Ельцину и его семье, категорически отказывается от обсуждения гарантий жертве его политики – истекающему кровью чеченскому народу.
Анализ хода договорного процесса показывает, что правящая российская элита еще не готова к глубоким переменам в подходах к разрешению кризиса в Чеченской Республике. Скорее всего, дело идет к заключению декларативного договора с последующим заключением серии малозначащих соглашений. А это означает сохранение стратегической опасности для территориальной и государственной целостности Российской Федерации и продолжение трагедии чеченского народа.

«Новые Известия», № 76,
29 апреля 2005 г.

Чечня – рубеж битвы за Россию

Начиная с 1991 года мировое сообщество является свидетелем трагедии чеченского народа, перемалываемого в жерновах необъявленной войны. Разрушительные метастазы терроризма разрастаются и проникают в другие регионы. Не случайно страшным символом 2004 года для многих россиян стал захват заложников в школе города Беслан.
Кризис, нарастающий вопреки всем попыткам его урегулирования, показывает, что российская власть и общество оказались совершенно не подготовленными к решению задач такого масштаба и уровня сложности. Ни власти, ни обществу до конца не ясны природа и причины кризиса. А если нет знания причин – нет и понимания следствий.
Причины же весьма серьезны. Дело не только во внутрироссийских политических и экономических факторах – таких, как борьба федеральной и региональной элит, сепаратизм, попытки повышения рейтинга государственной власти за счет «маленькой победоносной войны», стремление к контролю над чеченской нефтью и средствами, выделяемыми сначала на ведение войны, а затем на восстановление. И не только в «кавказской экзотике» и свободолюбивом чеченском характере. Нельзя забывать о том, что с распадом СССР Чечня оказалась буквально на линии фронта борьбы за новый передел мира и действительно превратилась за годы конфликта в зону особого внимания международных террористов.
Победа Запада над Советским Союзом в «холодной войне» второй половины прошлого века положила начало схватке за сырьевые ресурсы – в первую очередь за нефть, эту «кровь» мировой экономики. Россия, обладающая гигантскими сырьевыми ресурсами и переживающая сложнейший период своей истории, занимает в этой схватке особое место. Достаточно напомнить, к примеру, аналитический доклад «Глобальные тенденции-2015. Диалог о будущем с неправительственными экспертами», который появился год назад на сайте ЦРУ США. Этот доклад содержит прогноз возможного распада России к 2015 году. Такое развитие событий, несомненно, было бы выгодно силам, не скрывающим своего интереса к сырьевым ресурсам России и ряда стран Ближнего и Среднего Востока, чье благополучие напрямую связано с ценами на углеводородное сырье.
Авторы доклада констатируют, что наибольшая опасность для целостности России исходит от так называемой «дуги нестабильности», частью которой является Кавказ. Как бы неприятно это ни звучало, повышенное внимание к Кавказу геостратегически оправдано. Через Кавказ, который всегда был «мостом» между Европой и Азией, пролегает кратчайший путь к «кладовой сокровищ» нефтегазового бассейна Каспийского моря. Именно поэтому здесь особенно тесно переплетаются интересы различных, порой враждебных друг другу сил, включая псевдоисламских радикалов. Они объединены стремлением вытеснить Россию из этого региона и через Чечню, оказавшуюся в эпицентре мировых «разломов», по «принципу домино» запустить механизм саморазрушения российского государства.
Мифы о «плохих чеченцах» и ложь о «чеченской угрозе», которые во многом обусловили трагические события новейшей истории Чечни, нужны только для того, чтобы отвлечь общественное внимание от этой необъявленной войны, ведущейся против России. По сути, чеченский народ оказался в роли жертвенной пешки в великой игре, которая ведется на мировой шахматной доске. И российской власти, и гражданам России, в том числе самим чеченцам, пора избавиться от иллюзий и признать: Чечня – это рубеж битвы за Россию.
Битва будет долгой и сложной. Она потребует решительных и целенаправленных действий. Прежде всего от здоровых сил чеченского народа, который перед лицом смертельной опасности должен преодолеть раздробленность и сформулировать четкую, понятную для общества идеологию выхода из кризиса и спасения от гибели. Пора просто и доступно объяснить людям, что Чечня действительно оказалась на направлении главного удара и стала территорией управляемого конфликта, цель которого – разрушение российской государственности. Любой, кто хочет продолжать войну, вольно или невольно становится могильщиком собственного народа: одновременно с распадом Российской Федерации с географической карты исчезнет и Чеченская Республика.
Работы будет много – очевидно, что есть силы, которые целенаправленно занимаются стравливанием народов, в первую очередь – русского и чеченского. Причем речь не столько об «отмороженных» скинхедах, сколько об организованных группах, которые в изощренной форме сеют межнациональную рознь. Коррупция государства, отсутствие государственной национальной политики и безответственность СМИ привели к тому, что страну накрыла волна «чеченофобии». По опросу ВЦИОМ, проведенному в октябре прошлого года в 39 российских регионах, наибольшую «неприязнь и раздражение» у населения вызывают выходцы с Кавказа: чеченцы (14,8%), азербайджанцы (5,1%), армяне (4,1%), кавказцы в целом (6%). Список «лидеров» разбавляют лишь цыгане (5,1%). Очень редко называются евреи (2,5%).
Из этих цифр видно, что значительная часть населения страны видит во всех чеченцах лишь бандитов и террористов. Отсюда и нарушение гражданских прав, и дискриминация чеченцев по национальному признаку. Ни одна из ветвей российской власти до сих пор не сделала ни одной попытки выяснить, кто и зачем создает невыносимые условия существования для шестого по численности народа России. Тем временем сами чеченцы, оказавшись между федеральным «молотом» и сепаратистской «наковальней», в массовом порядке покидают родную землю. И если они десятками тысяч бежали из Ичкерии, пытаясь найти спасение в России, то сегодня они всеми силами стремятся уехать за границу. По данным Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, выходцы из России, главным образом чеченцы, с 2003 года возглавляют всемирный список беженцев, обращающихся за помощью в предоставлении убежища за пределами своих государств. Причинами новой, добровольной депортации чеченцев стали война, террор, дискриминация и разруха. Беда пришла в дом каждого чеченца – независимо от его политической ориентации, социально-экономического положения и места проживания.
Именно поэтому простая идея национального спасения имеет шанс сплотить чеченский народ. Она абсолютно не противоречит интересам России. Напротив, она может быть реализована только в рамках российского государства и при помощи других народов нашего общего Отечества. Между Россией и Чечней нет и не может быть никакой пропасти – это единое целое. И никакие конфликтные вопросы не могут решаться силой оружия. Только отказ от экстремизма в любых его проявлениях, общественное согласие, безжалостная борьба с коррупцией и в то же время гарантированное соблюдение прав человека, терпимость и дружба между народами способны помочь выиграть геополитическую битву за Россию.
Добрая воля сторон должна воплотиться в Договоре о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой, который сейчас проходит окончательную фазу подготовки. С учетом последствий двух войн в Договоре должна идти речь о создании особой экономической зоны и привлечении международных организаций к решению социально-экономических и гуманитарных проблем Чечни. Только в этом случае Договор не останется простым клочком бумаги и станет реальной предпосылкой для осуществления мечты чеченского народа о мирной и спокойной жизни на родной земле. Главное, чтобы здоровые силы нации как можно скорее преодолели свои нынешние страхи и сомнения, консолидировались вокруг президента Алу Алханова и приступили к работе по преодолению кризиса.

«Время новостей»,
№20, 8 февраля 2005 года

«Чеченский кризис» -
часть общего кризиса в стране

- Амин Ахмедович, давайте начнем с терминологии. Что такое, на ваш взгляд, «чеченский кризис»?
- В широком смысле слова - это понятие, отражающее конфликтные этапы российско-чеченских отношений. В узком смысле - процесс самоидентификации чеченского народа, вызванный крахом коммунистической идеологии, распадом Советского Союза и политикой российского руководства. В то же время он часть общего кризиса Российской Федерации. В его основе лежит сложный комплекс геополитических, социально-экономических, этнических, правовых проблем, в том числе многовековое подавление чеченского народа российским государством. Попытка волюнтаристским способом разрешить обострившиеся к началу 90-х годов противоречия привела к политическому конфликту, а затем к военным действиям.
- Какие факторы оказывают влияние на «чеченский кризис»?
- Международные, российские, региональные, чеченские. В процентном отношении влияние этих факторов я бы оценил следующим образом: международные - 70%, российские - 20%, региональные - 4%, чеченские - 6%. В конфликте, по иронии судьбы называемом «чеченским», мало что зависит от чеченцев. ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, НАТО, безусловно, могут прекратить войну в Чечне. Косово и Афганистан - наглядное подтверждение потенциала и эффективности совместных действий международных организаций при разрешении конфликтов. Но возможности международных организаций не используются потому, что в них доминируют группы влияния, заинтересованные в сохранении Чечни в качестве региона «управляемого конфликта» как одного из инструментов дальнейшего разрушения российского государства, превращения слабой России в сырьевой придаток транснационального капитала.
- В чем тогда причины неудач Кремля в разрешении кризиса?
- Они во многом являются следствием подмены государственной политики корпоративными интересами, стремления навести конституционный порядок неконституционными методами, отсутствия системного подхода и, самое главное, - отчуждения чеченского народа от власти и лишения его права решать собственную судьбу. Помимо этого сказывается непонимание особенностей формирования чеченского народа и его современной структуры. Чеченцы никогда не были подневольными людьми, у них отсутствует страх перед силой и богатством. Там, где начинается раб, холоп, лакей, там кончается чеченец. Кремлевские «чеченоведы» также допускают грубейшую ошибку, отождествляя чеченский народ с ичкерийцами и ичкерийской системой.
- Кто же в России заинтересован в сохранении напряженности в Чечне?
- Представители «криминальной» экономики, расхищающие бюджетные средства, направленные на восстановление республики, политиканы, прикрывающие Чечней собственные неблаговидные дела и провалы, коррумпированная часть военных, делающая на крови деньги и карьеру. Можно предположить, что благодаря именно их влиянию в республике не вводится чрезвычайное или военное положение, несмотря на катастрофическую ситуацию. При этом сами чеченцы слабо влияют на развитие ситуации. В первую очередь это объясняется могуществом сил, управляющих «чеченским кризисом». Другая причина - отсутствие единства даже у той части чеченского народа, которую принято называть «здоровыми силами» нации.
- Среди возможных сценариев урегулирования кризиса называют референдум о Конституции и выборы местных органов власти...
- Чеченскому народу они нужны больше, чем какому-либо другому народу РФ. Чечня без Конституции и избранных населением органов власти будет оставаться квазиреспубликой. Вместе с тем для проведения референдума и выборов необходимы соответствующие международному и российскому праву условия и гарантии обеспечения свободного и демократического волеизъявления. В Чечне в настоящее время они полностью отсутствуют. В республике идет вторая, похожая на геноцид война, и ежедневно в массовом порядке нарушаются права и свободы человека и гражданина, включая главное право - право на жизнь. Проведенные в такой обстановке референдум и выборы обречены превратиться в фарс. Они не будут признаны ни международным сообществом, ни чеченским народом. Чтобы предотвратить подобный сценарий развития событий, следует немедленно, при участии международных наблюдателей, заняться подготовкой необходимых условий для свободного волеизъявления граждан. В Москве должны осознать необходимость для республики переходного периода - управляемого процесса перевода жизни населения из состояния войны в сферу созидательной социально-экономической деятельности - сроком на 2-3 года и всерьез взяться за создание элементарных условий для организации выборов. А уже затем, после избрания законной власти, можно выносить на референдум любые вопросы, в том числе и о статусе республики. Задачи переходного периода состоят, во-первых, в обеспечении безопасности населения. Во-вторых, в восстановлении социально-экономической инфраструктуры и, в первую очередь, в обеспечении населения рабочими местами. В-третьих, в решении проблемы беженцев. В-четвертых, в создании механизма вовлечения в общественно-политический процесс третируемого воюющими сторонами «молчаливого» большинства чеченского народа. В-пятых, в организации международной коалиции по разрешению «чеченского кризиса». В-шестых, в организации конструктивного внутричеченского диалога и подготовке правовой базы для проведения свободных демократических выборов.
- А какой статус нужен Чечне?
- Необходимость особого статуса - объективная реальность. Кроме того, она имеет правовое обоснование в виде соглашения «Об основных принципах взаимоотношений между РФ и ЧР», подписанного председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным, полномочным представителем президента РФ в ЧР Олегом Лобовым и главой ЧР Доку Завгаевым 8 декабря 1995 года. В тексте этого документа четко зафиксировано положение: «Признать необходимость установления особого статуса ЧР в составе РФ». Вопрос заключается только в том, как скоро федеральный Центр, находящийся в политическом «цейтноте», поймет необходимость практических шагов в этом направлении. У руководства России не очень богатый выбор вариантов. Или с согласия Кремля ЧР будет иметь особый статус в составе России, или по плану Бжезинского она станет независимым государством. В роли гаранта особого статуса должно выступить международное сообщество. 11 лет перманентной войны подорвало доверие большинства населения республики, в том числе и «пророссийских» чеченцев, к федеральному Центру. Поэтому «чеченский кризис» - это кризис доверия к России как к демократическому федеративному правовому государству. Не менее очевидно и другое - ичкерийская власть, превратившая республику в анклав терроризма и работорговли, представляет смертельную опасность не только для чеченцев, но и соседних народов.
- Тем не менее под политическим урегулированием чаще всего понимаются переговоры. Кто должен быть их участником?
- Международные организации (ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и другие), Российская Федерация и представители народа Чеченской Республики. Что касается чеченских переговорщиков, то их состав должен формироваться из общественно-политических сил и авторитетных людей, не запятнавших себя преступлениями против человечности и твердо стоящих на принципах мира, законности и порядка. Таких людей в Чечне и за ее пределами немало. Однако Кремль предпочитает их не замечать, используя в своих целях одиозные фигуры.
Главное для России - не геостратегическое положение Чечни, не чеченская нефть. Вопрос заключается в том, что основные причины дезинтеграции Российского государства не устранены, удалось лишь уменьшить скорость его распада. Выход Чечни из состава России грозит ей новыми потрясениями, а кремлевскому руководству - политическим крахом. В то же время историческая судьба чеченцев неразрывно связана с русским и другими российскими народами. Значение этих связей не только не уменьшилось, а неизмеримо возросло.

«Независимая газета», № 226,
22 октября 2002 года

 

Сайт создан в системе uCoz