№9
 
НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 


В сегодняшнем выпуске:

Новости дня

Чеченцы Кабардино-Балкарии призвали не сеять вражду среди народов

В фокусе

Встань и иди

В преддверии плебисцита усилены меры безопасности

Семья Юсуповых из Старых Атагов: наедине с бедой

Эксперт

Чеченский кризис как выражение кризиса национальной идеи

Юбилей

Открытие нового мира эстетических ценностей

За кадром события

Дима из Моздока

Фоторепортаж

Грозненская осень

Страницы истории

Эрис-Хан Алиев, денинкинский правитель Чечни

Наши за границей

Чеченка из Великобритании

На Большой Земле

Майя Плисецкая: накануне юбилея


Главный редактор:
Зарина Амаева

Тел. 8 (928) 737 4389

Адрес редакции:
Грозный, ул. Мира, 52, кв. 63

E-mail: v_grozny@mail.ru

Использование материалов без письменного согласия редакции запрещено. При цитировании ссылка на газету обязательна.

Чеченка из Великобритании

Ее студенческие годы прошли в трех столицах: Грозном, Москве и Лондоне

Перед стартом во взрослую жизнь наши автобиографии мало отличаются друг от друга. Марина Идаева родилась в Грозном, здесь же закончила школу. В том же году (конец 80-х) поступила на экономический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета. После второго курса перевелась в Москву, в тогдашний институт Народного хозяйства им. Плеханова. Получив диплом и проработав по специальности несколько лет, отправилась в Лондон получать второе высшее. Юридическое. В Москву вернулась спустя четыре года – в 2001-м. С тех пор работает в одной из международных гуманитарных организаций. С Мариной Идаевой встретился и побеседовал корреспондент «ВГ».

- Для большинства чеченской молодежи британский вуз – это что-то запредельное. Не только в географическом смысле. Но ведь и ты училась не в московской спецшколе: родилась и выросла в Грозном, здесь получила аттестат зрелости, чуть позже – студенческий билет. И вдруг Великобритания, престижный вуз… С чего вдруг такое желание? Как удалось поступить?
- Я всегда следую принципу: чем выше поднимаешь «планку», тем большего достигнешь. Если, конечно, амбиции в чем-то обоснованы. А я трудоголик. Мне нравится преодолевать препятствия, трудности. Поэтому после учебы в «Плехановке» решила добиться большего, получить образование в Европе. Училась в городе Норидж, университете Восточной Англии (с 1996 по 1999 годы), потом – в лондонской юридической школе. Норидж – это недалеко от британской столицы, в полутора часах езды на электричке. Вступительные экзамены? Надо учитывать, что я приехала получать второе высшее образование. Сдала документы и прошла собеседование.
- Какова цена статуса студентки британского вуза, если иметь в виду денежный эквивалент?
- Учеба платная. Хочешь, вноси деньги каждый семестр, хочешь – за три года вперед. Выходило по две тысячи долларов за год (это в два или три раза меньше, чем в некоторых московских вузах). Где жила? В общежитии. В нормальных бытовых условиях. Каждому студенту предоставляется отдельная комната, общая была только кухня. Вузовские корпуса, общежитие – все находилось на территории университетского городка. На дорогу до университета уходило не больше десяти минут.
- К тому времени ты имела за плечами опыт учебы на постсоветском пространстве. Что в Лондоне показалось тебе неожиданным? Каковы отличия, особенности учебы в зарубежном вузе?
- Остановлюсь на сессиях, это ведь самый ответственный период. Точнее, на требованиях, очень строгих. Чего стоит факт, что зачеты и экзамены принимаются один раз. Не получилось? До свидания!.. Пересдача не практикуется. Сдаются экзамены в письменном виде; время тоже ограничено – два часа. Приходишь в 10 утра, и что успел в течение отведенного времени сделать, то и сделал.
К шпаргалке тоже не такое снисходительное отношение, как в российских вузах. Вернее, совершенно однозначное: за списывание исключают. Без разбирательств.
Еще пример: перед зачетом или экзаменом каждый студент кладет перед собой на стол студенческий билет, а преподаватель переписывает номер документа. Эта мера принимается, чтобы исключить подмену экзаменуемого. С такой процедуры, собственно, начинается каждый зачет или экзамен. Ну не терпят там халтуры и имитации учебы, так заведено…
- Звучит неожиданно, если учесть лояльное отношение к студентам коммерческих факультетов или отделений в российских вузах.
- В Университете Восточной Англии все учились на коммерческой основе. (Правда, здесь свои нюансы. Например, англичане платили меньше: часть платы за их учебу вносили муниципалы. Это обычная для высокоразвитых стран практика предоставления льгот собственным гражданам). Тот факт, что ты платишь за учебу, никому не интересен, не играет никакой роли для преподавателей.
Что еще? Немножко непривычно было деление учебного года на три семестра вместо привычных двух. Первый длился с сентября до 12 декабря, затем каникулы продолжительностью в месяц. Второй семестр завершается в конце марта, третий – в середине июня. Но это структура учебного процесса. Главным для меня открытием стала демократичность, царившая в университете. Там всегда можно прийти к преподавателю (у каждого из них свои часы приема студентов) и спокойно с ним поговорить, получить совет, разъяснение по теме. К тому же, никому не придет в голову воспринять твою инициативу как попытку установить какие-то особые отношения с преподавателем. Ибо такие консультации – рядовой компонент учебного процесса.
- Лондон, юрфак, учеба на английском… Не помню, чтобы уровень языковой подготовки у выпускников экфака и иняза совпадал. Откуда у тебя знание английского?
- Я самоучка. Кроме занятий в школе, ЧИГУ и Плехановке, изучала «бизнес-английский» на двухмесячных курсах в Москве. К моменту поступления в британский вуз достигла какого-то среднего уровня языка, но этого было очень мало. Изучала и совершенствовала английский самостоятельно, параллельно с учебой. Занималась постоянно. Университет, обеденный перерыв, домашний тренинг – этот график был для меня обычным. За учебниками засиживалась допоздна. Там без этого долго не проучишься – «пахать» надо, работать над собой.
- Чего, на твой взгляд, не хватает нашей средней и высшей школе?
- В советские времена у нас была очень сильная общеобразовательная школа, да и высшая тоже. Правда и тогда не хватало демократического подхода, было трудно общаться с учителем и преподавателем. А в течение последнего десятилетия в сфере образования (как и в любой другой) расцвела коррупция. На постсоветском пространстве зачет и экзамен ничего не стоит «купить». За рубежом это практически невозможно. Ты платишь за учебу, а не за оценки.
После окончания университета в Норидже, я училась в лондонской юридической школе. То есть, получив общее юридическое образование, практиковалась по специальности «Корпоративное и коммерческое право». Говоря доступным языком, защищала права собственности при покупке и продаже компаний. То, из чего в юридической школе состоял наш рабочий график, было тренингом, своего рода игрой. Серьезной игрой с настоящими оценками. Так вот, от них-то и зависел судьбоносный для студента вопрос о шансах получить высокооплачиваемую работу. Это на постсоветском пространстве важен диплом, и не проставленные в нем отметки… А там для преподавателей главное – адекватно оценить знания. Необъективная оценка – это все равно, что в производстве завысить сорт «товара», иными словами подсунуть некачественный продукт. А это уже удар по престижу выпускающего вуза.
- Кто-то из вайнахов учился в те годы в Великобритании?
- Я слышала, что наши ребята учатся в лондонском университете на факультетах «Экономика», «Менеджмент», «Гостиничный бизнес», но познакомиться с ними не пришлось. Откровенно говоря, была погружена в учебу и редко выходила за пределы университетского городка. Если появлялось свободное время, занималась йогой.
- Не возникало желания «пустить корни», остаться в цивилизованном мире?
- Возможность такая имелась. Вместе с дипломом я получила предложение работать в Англии. А отказавшись, нисколько не сожалела. Потому, что остаться – значит, там же обзавестись семьей, в какой-то мере принять западный образ жизни… Это не для меня, воспитанной на чеченских традициях. Когда долго живешь вдали от родины, особенно тянет к истокам. Но я держалась, потому что хотела получить европейское образование, познать мир, свободно в нем ориентироваться. И возвратиться в республику, здесь применить свои знания.
- Как юрист, ты могла реализовать себя только в европейском экономическом и правовом пространстве. Считаешь ли ты, что диплом выпускницы Университета Восточной Англии тебе не пригодится и время потрачено даром?
- Может быть, в прямом смысле не пригодится, но «английский период» своей жизни потерянным не считаю. Это были очень насыщенные годы. Я совершенствовала язык, обрела друзей по всему миру, привыкла рационально использовать время. Поняла, что многое в нашей жизни зависит от нас самих, от умения и желания делать над собой усилие, преодолевать себя. Без этих качеств трудно сделать карьеру, чего-то добиться.
- А как насчет издержек адаптации, то есть опасности растворения в чужой культуре?
- Все от человека зависит, от его принципов. Если они имеются, все будет в порядке. Хотя я понимаю, что кому-то устойчивость к окружающей технологии жизни дается непросто. Когда человек изо дня в день видит одно и то же, он ко всему привыкает, а затем считает среду обитания вполне приемлемой, но, повторюсь, опять-таки все зависит от нас самих. Я знаю чеченскую семью, живущую в Англии несколько лет. Старшие члены этой семьи работают, младшие учатся. И родители, и дети владеют несколькими европейскими языками. А дома говорят только на родном – чеченском. Не пропускают «намазы», соблюдают уразу, по четвергам раздают «саг1а» - милостыню. В этом-то и все дело: надо соблюдать каноны и традиции в масштабах собственной семьи. И помнить о корнях, где бы ни находился.

Мадина Хатуева

 

Сайт создан в системе uCoz